Реабилитационная работа
Реабилитация (фр. rehabilitation от лат. re вновь + habilis удобный, приспособленный) — комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных и юридических мер по восстановлению автономности, трудоспособности и здоровья лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями.
Цель реабилитации – наиболее полное восстановление утраченных возможностей организма ставится задача частичного восстановления либо компенсация нарушенной или утраченной функции и в любом случае – замедление прогрессирования заболевания.
Медицинская реабилитация включает в себя все возможные меры по компенсации или восстановлению тех функций, которые были утрачены, подразделяется на медикаментозную и немедикаментозную. Медицина различает два направления работы — реабилитацию и абилитацию. Реабилитация — это меры по восстановлению способностей человека к самообслуживанию и социальной жизни. Абилитация же — это процесс формирования новых способностей и привычек, отсутствовавших ранее. Обе системы направлены на улучшение качества жизни проживающих, их бытовую и общественную адаптацию.
Социальная реабилитация как процесс представляет собой динамическую систему, – восстановления социального статуса, формирования устойчивой к травмирующим ситуациям личности, способной успешно интегрироваться в общество. Социальная реабилитация – подразумевает возвращение человека к общественной и бытовой жизни, психологическую адаптацию и возвращение навыков самообслуживания.
Профессиональная реабилитация – нацелена на восстановление инвалидов на рынке труда, помощь в поиске работы, производственную адаптацию.
К средствам реабилитационного воздействия относятся различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и т.д.), психологическая помощь, психологопрофилактическая и просветительская работа, психологическое консультирование, психокоррекция и психотерапия, специальная помощь (игротерапия, арттерапия или терапия искусством, музыкотерапия, библиотерапия, танцевальная терапия, проективный рисунок, сочинение историй, сказкотерапия, куклотерапия и т.д.).
Игра — это форма деятельности в условных ситуациях, в которой воспроизводятся типичные действия и взаимодействия людей. Она является формой реализации активности и сферой жизнедеятельности. Распределяя роли в игре, и общаясь друг с другом, проживающие осваивают социальное поведение, учатся взаимодействовать между собой.
Учение — это форма деятельности, в которой действия человека управляются сознательной целью освоения определённых знаний, навыков, умений. В ходе учебной деятельности проживающие не только овладевают опытом, но и учатся управлять своими психическими процессами, у них вырабатываются умения выбирать и направлять свои действия и операции, навыки и опыт в соответствии с решаемой задачей. Учение подготавливает человека к трудовой деятельности.
Трудовая деятельность — это форма деятельности, направленная на производство определённых общественно-полезных продуктов (ценностей, удовлетворяющих материальные и духовные потребности человека). Разновидностями труда в интернате выступает: бытовой труд, труд в мастерских, труд по самообслуживанию и др.
Арттерапия — терапия искусством. Основная её цель состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зрения представителей психоанализа важнейшей техникой арттерапевтического воздействия является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примерить их между собой посредством аффективного взаимодействия. С точки зрения представителей гуманистического направления, коррекционные возможности арттерапии связаны с представлением практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, в утверждении и познании своего «Я». К основным видам арттерапии относятся: рисуночная терапии, музыкотерапия, библиотерапия, танцевальная терапия, сочинение истории, сказкотерапия, куклотерапия.
Рисование — творческий акт, позволяющий ощутить и понять самого себя, выразить свободно мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды.
Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средств коррекции (прослушивание музыкальных произведений). Музыкотерапия активно используется и в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др..
Библиотерапия специальное коррекционное воздействие с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации психического состояния. Коррекционное воздействие чтения проявляется в том, что те или иные образы и связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги восполняют недостаток собственных образов и представлений, заменяют тревожные мысли и чувства или направляют их по новому руслу.
Танцевальная терапия применяется при работе с людьми, имеющими эмоциональные расстройства, нарушения общения, межличностного взаимодействия. Цель танцевальной терапии развитие осознания собственного тела, создание позитивного образа тела, развитие навыков общения. Она побуждает к свободе и выразительности движения, развивает подвижность, укрепляет силу, как на физическом, так и на психическом уровне.
Сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс, что помогает создать в сложной эмоциональной обстановке эффективную ситуацию общения.
Профессиональное образование можно считать одним из наиболее эффективных механизмов повышения социального статуса, социальной защищенности инвалидов. Существующая в стране система профессионального образования является доступной лишь для небольшого числа инвалидов и не решает проблему получения полноценного профессионального образования этой категории граждан, тем самым, ущемляя их законные права и интересы, гарантированные конституцией и законодательством РФ.
Одним из важнейших условий доступности образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является создание адаптивно-развивающей безбарьерной среды, динамического психологопедагогического и медикосоциального, а так же юридического и волонтерского сопровождения. Обустройство помещений для проживания – расширение дверных проемов; приспособление специальных поручней для; пользования ванной и туалетом; устройство пандусов; приспособление для кровати и т.п.
Технические средства реабилитации: средства передвижения (спецавтотранспорт (коляска)); вспомогательные средства для ходьбы (костыли, трости, опоры); средства, замещающие и улучшающие функцию конечностей (протезы, ортезы); средства для удержания вертикального положения и осанки; средства для слабослышащих, слабовидящих; специальные бытовые приспособления для приготовления и приема пищи, выполнение домашних работ (различные универсальные кухонные приспособления); вспомогательные приспособления для ухода за телом (специальные ножницы для ногтей, банные щетки, мочалки); вспомогательные приспособления для надевания и снимания обуви, застёгивания пуговиц, надевания чулок; вспомогательные приспособления для отдыха и работы (мешки-грелки, матрацы, кресла).